Логотип персонального сайта Н.И.Жарких
Письмо на сайт
Версия для печати
Лента новостей (RSS)
История / Монографии / Обычай пострижения правителя в монахи / Источниковедение / Хронология

Обычай пострижения правителя в монахи

Источниковедение

Хронология

Николай Жарких

В летописях везде употребляется исчисление лет от сотворения мира. Для перевода мартовских лет от сотворения мира в январские года от Рождества Христова надо отнимать 5508 для дат в марте – декабре и 5507 для дат в январе – феврале.

К сожалению, часто даты указаны только с точностью до года, поэтому в этих случаях мы формально вычитаем 5508.

Хуже то, что иногда случается ультра-мартовский стиль, для которого надо отнимать соответствии 5509 и 5508. Ультра-мартовские даты систематически на 1 год больше мартовских, и это колебания дат между двумя соседними годами является тяжелой бедой всех летописей, которая требует более глубокого анализа.

Начало года в период до 15 в. считался с 1 марта, но начиная с 15 в. (1430-40-х годов) входит в моду сентябрьский стиль, когда год начинался с 1 сентября. Где-то с 1470 года стиль дат становится исключительно сентябрьским. Для такого стиля надо отнимать 5509 для событий сентября – декабря и 5508 для событий января – августа. Отдельно следует отметить, что НикЛ переходит на сентябрьский стиль от 6889 (1380) года и далее последовательно его держится.

Еще одной проблемой является переходы рассказа через границы лет. Например, пишется, что князь заболел в феврале, а умер в марте – в таком случае для марта положено ставить следующий мартовский год. А от этого зависят следующие хронологические указания «того же года».

Следующей проблемой является пропущенные годы, которые случаются даже в 2 пол. 15 в. Например, под 6964 (1456) г. содержится описание похода Василия 2 на Новгород и затем упомянуто, что «той же весны» умер рязанский князь Иван Федорович. Но дальше идет статья 6966 (1658) г., а статьи 6965 (1457) г. ни в одной летописи нет. Поэтому мы не имеем уверенности, что после описания похода 6964 г. не выпал заголовок «В лето 6965», и следующие относительные указания касаются именно 6965, а не 6964 года.

Еще одна проблема связана с високосом. Високосным считается январский год, номер которого делится нацело на 4. В случаях сентябрьского и ультра-мартовского исчисления номер года для месяца февраля отличается от январского на 5508. Это число делится на 4, поэтому правило високоса – номер года делится на 4 – для этих стилей не противоречит современному правилу.

Не так обстоит дело с мартовским стилем. Для месяца февраля разница с январским стилем составляет 5507, следовательно, на 4 не делится. Поэтому високосным должен быть не тот мартовский год, номер которого делится на 4, а предыдущий (например, не 6800-й, а 6799- й) (правило 1). Может быть, что високосным считался мартовский год, номер которого делился на 4 (правило 2).

Какая разница между этими двумя правилами? Рассмотрим для примера 6800-й год. Если действует правило 1, то 1.02.6799 г. – пятница, 1.03.6800 г. – соответственно суббота. Если действует правило 2, 1.02.6799 г. – пятница, и 1.03.6800 г. – также пятница (поскольку 6799 не является високосным и в феврале – 28 дней). Итак, на протяжении всего 6800 года по правилу 2 день недели должен отставать на 1 день от расчета по правилу 1. И только начиная с 1.03.6801 г. это отставание исправляется (поскольку февраль 6800 года по правилу 2 является високосным, и в нем 29 дней).

Действительно ли високос рассчитывался по сложному правилу 1 – я проследить не пытался. Это требует специального исследования. В моем историческом календаре действует правило 1. Вместе с тем я полагаю, что ультра-мартовский стиль летоисчисления был введен именно в связи с относительной простотой високосного правила. Но преимущества этого стиля не были зафиксированы в теоретическом трактате, и поэтому оставались неясными для следующих поколений книжников. Эта отсутствие теоретического обоснования и было, по моему мнению, причиной отказа от этого стиля.

Во всех просмотренных летописях мне ни разу не встретилось событие, датированное високосным днем, поэтому я не умею сказать, какой именно день февраля считался високосным (кажется, двадцать девятого число в качестве високосного дня введено вместе с григорианским календарем, а до того високосный день вставлялся между 22 и 23 февраля – bis sextus).

Полностью квалифицированная дата события включает год, месяц, день, день недели и имя святого или религиозного праздника. Важны также указания на переходящие праздники, которые заменяют указания на дни недели. Такие даты я тщательно проверял на взаимную согласованность элементов и в случае полного совпадения дата получала статус согласованной даты. Авторитетной датой будем называть согласованную дату, происходящую из авторитетного источника.

В случае противоречия между элементами датировка первой жертвой выступал номер года. Проще ошибиться в безликом числе, чем в характерном имени святого или дни недели. Иногда удавалось согласовать все элементы путем выбора лучшего из всех соседних годов.

Совпадение имени святого с месяцем / днем не является столь важным, поскольку каждый поздний переписчик, вооруженный Википедией Минеей или святцам, мог дополнить запись энциклопедической справкой. Так, если изначально было указано только имя, нетрудно вычислить день; и зная день, нетрудно определить имя святого. Тем не менее все такие указания проверялись и случаи несоответствия отмечались.

Начиная с 15 в., даты смерти князей нередко содержали указание на час, когда это произошло. Эти указания кое составляют проблему, например «15 числа, в ночь с воскресенья на понедельник» – считать, что 15 – го было воскресенье, или понедельник? Специальный анализ показывает, что это число могло означать как предыдущий, так и последующий дни.

Для нашей темы – истории обычая пострижения – точные даты большого значения не имеют, но они важны для определения, насколько авторитетными являются записи летописей, которые их содержат. Записи с точными датами, а тем более с часами, несомненно принадлежат очевидцам событий. Но следует помнить, что часы в датировании событий массово проставляются лишь с середины 15 в., что и не удивительно, поскольку в это время в Московском Кремле уже работали башенные часы (куранты).

Предыдущий раздел | Содержание | Следующий раздел

Понравилась страница? Помогите развитию нашего сайта!

© 1978 – 2018 Н.И.Жарких

Перепечатка статей с сайта приветствуется при условии
ссылки (гиперссылки) на мой сайт

Сайт живет на

Число загрузок : 376

Модифицировано : 22.09.2016

Если вы заметили ошибку набора
на этой странице, выделите
её мышкой и нажмите Ctrl+Enter.