Логотип персонального сайта Н.И.Жарких
Письмо на сайт
Версия для печати
Лента новостей (RSS)
История / Монографии / Обычай пострижения правителя в монахи / Приложения / Уточнение некоторых дат / 15 ст.

Обычай пострижения правителя в монахи

Приложения

Уточнение некоторых дат

15 ст.

Николай Жарких

1402 г. Иван Всеволодович

Смерть этого князя в авторитетных летописях почему-то не отмечена (в ТЛ этого нет, в РогЛ – Сим1Л здесь лакуна). Поздние летописи (МС1492, Сим2Л, С2Л, ВЛ) единодушно называют дату 27.03.6910 г. Никоновская летопись, по обыкновению, забывает о числе, но указывает на понедельник Светлой седмицы. Итак, 27.03.1402 г. – понедельник после Пасхи – может считаться до некоторой степени надежной датой.

1404 г. Александр Константинович

– МАЛ – 19.06.6912 г.;

– С2Л – 9.06.6912 г.;

Авторитетной в ростовских делам является Московская академическая летопись – 19.06.1404 г. В С2Л следует предполагать описку (возможно, цифра I (10) просто стерлась и не была прочитана).

1404 г. Мария Кейстутовна

– ТЛ – 30.11.6912 г.;

– МС1492, ВЛ – осенью 6912 г.;

– НикЛ – 30.10.6912 г.;

Наиболее авторитетной следует считать дату ТЛ – 30.11.1404 г. В НикЛ следует предполагать описку в названии месяца.

1405 г. Семен Дмитриевич

– ТЛ, Сим2Л, С2Л (Архивский список) – 21.12.6910 г.;

– С1ЛСИ, С2Л (Воскресенский список), ВПЛ – 6913 г., на память св. Петра митрополита;

– НКЛ – 20.12.6912 г., на память чудотворца Петра;

– Н4Л, НЛД – 20.12.6913 г., на память чудотворца Петра;

– МС1492, ВЛ, НикЛ – 21.12.6910 г., на память чудотворца Петра;

– МС1493 – 20.12.6913 г.;

Таким образом, различные летописи подают два варианта числа и три варианта года. Из дней памяти митрополита Петра лучше всего подходит 21 декабря. Чтобы определить год события, анализа записей о смерти Семена недостаточно – нужно анализировать весь контекст борьбы Москвы против Суздальского княжества, что выходит за пределы моей статьи. Учитывая то, что для этого события С1ЛСИ не менее авторитетным источником чем ТЛ, я предпочитаю полную запись С1Л перед фрагментарно сохранившейся записью ТЛ. Итак, считаю лучшей датой 20.12.1405 г.

Справочники подают: 12 (двенадцатое) декабря 1402 г. («» (Москва 1999 г.) по состоянию на 7.02.2015 г. – эта дата вообще ни в одном источнике не проставлена). Н.Сербов в старорежимном «» подает дату из ТЛ – 21.12.1402 г.

1407 г. Евдокия Дмитриевна

– ТЛ – 7.06.6915 г., во вторник;

– МС1492, Сим2Л, МС1493, С2Л, ВЛ, НикЛ – 7.06.6915 г.;

– МАЛ – 8.06.6915 г.;

Авторитетную дату подает ТЛ – 7.06.1407 г., вторник. В МАЛ следует предполагать описку.

1410 г. Владимир Андреевич

– РогЛ, Сим1Л – 6919 г., на Троицу;

– С1ЛСИ, НКЛ1, Н4Л, МС1492, ВПЛ, НЛД, ВЛ – 6918 г.;

– С2Л – 14.05.6918 г.;

Статья 6919 г. в РогЛ – Сим1Л – ультра-мартовская, поэтому год события – 1410-й, соответствует другим летописям с мартовским стилем. Троица приходилась на 11.05.1410 г., и эту дату из авторитетных летописей следует считать наиболее надёжной. Особую дату С2Л можно согласовать разве что таким образом, что «это произошло где-то около Троицы».

Справочники как справочники – одни пишут ахинею, другие ее переписывают: 12.08.1410 (двенадцатого августа) («» (Москва 1999 г.); также русская по состоянию на 7.02.2015, а за ней и украинская); польская пишет осторожно – «Май 1410» (действительно, нет возражений). Английская, испанская и литовская Википедии – «1410» (принцип невмешательства во внутренние дела…)

1422 г. Анастасия

– МС1492, Сим2Л, Л72Я, НикЛ – 11.07.6930 г.;

– С3Л, ВЛ – 6930 г.;

– ВПЛ – 6926 г.;

Авторитетной можно считать дату 11.07.1422 г. Ошибка с годом события в ВПЛ связана, видимо, с путаницей в последних страницах С1ЛСИ (еще А. А. Шахматов задмывался над вопросом, не утрачено ли что-то в конце С1Л, потому что запись о смерти Анастасии присоединена к записям 6926 г.).

1425 г. Василий Дмитриевич

– НКЛ, Н4Л, Н1ЛМИ, ЛА, НЛД, Н2Л – 6932 г.;

– ЕЛ, МС1492, Сим2Л, Л72Я, ВПЛ, ВЛ – 27.02.6933 г.;

– ТипЛ – 27.02.6933 г., во вторник;

– МС1493 – 17.02.6933 г., во вторник на второй неделе Великого поста;

– С3Л, С2Л, НикЛ – 27.02.6933 г., во вторник на второй неделе Великого поста;

– Хр – 7.02.6933 г., во вторник на второй неделе Великого поста;

Авторитетную дату подает С3Л и подобные – 27.02.1425 г. (это действительно вторник действительно 2-й недели Великого поста). Стиль записи выглядит ультра-мартовским (в НикЛ от 6889 употребляется сентябрьский стиль, поэтому и статью естественно считать сентябрьской, и февраль 6933 = февралю 1425). Запись НКЛ и зависимых от него следует считать мартовским. Числа месяца в МС1493 и Хронографе – заведомо ложные.

1425 г. Иван Михайлович

– НКЛ – 6932 г.;

– Н4Л, Н1ЛМИ, ЛА, МС1492, МС1493, Хр, ВПЛ, НЛД, ВЛ – 6933 г.;

– ЕЛ, Сим2Л, Л72Я, С3Л, С2Л – 21.05.6933 г.;

– ТверЛ – 22.05.6933 г.;

– НикЛ – 1.05.6933 г.;

Тверская летопись, лучше знакомая с тверскими делами этого времени, указывает на 22 мая 1425 г. как в день смерти Ивана Михайловича. Запись в ЕЛ и подобных стилизована так, что дата 21 мая непосредственно касается вокняжения его сына Александра Ивановича; поэтому нельзя исключить возможности, что Иван умер на 1-2 дня раньше. Но я предпочитаю ТверЛ.

В НКЛ – ошибка в годе события (в этой летописи вообще нет статьи 6933 г., и события этого года присоединены к 6932 г.). В НикЛ следует предполагать описку в числе.

1432 г. Андрей Дмитриевич

– ЕЛ, С3Л, Хр, ВЛ – 6940 г.;

– МС1492, Сим2Л, Л72Я, НикЛ – 6940, в июне;

– С2Л – 9.07.6940 г.;

Андрей умер в Можайске, а похоронен в Москве в семейном склепе (соборе св. Михаила). Поэтому я представляю себе дело так, что он умер где-то в конце июня 1432 г., а привезен в Москву и похоронен 9 июля (хотя запись С2Л решительно указывает, что 9 июля – именно день смерти князя, а похоронили его позже). Обратим внимание – все летописи, которые записали это событие, составленные минимум через 60 лет, поэтому их трудно признать полностью авторитетными источниками.

1440 г. Дмитрий Юрьевич Красный

– ЕЛ – 6949, осенью;

– ЕЛ – 22.09.6949 г.;

– МС1492, Сим2Л, Л72Я, Хр, ИфЛ, ВПЛ, ВЛ, НикЛ – 22.09.6949 г.; 18.09.6949 г., в воскресенье…;

Авторитетную дату подает МС1492 и подобные – 22.09.1440 г. (18.09.1440 г. – действительно воскресенье). Итак, эта статья – сентябрьского стиля.

1453 г. Софья Витовтовна

– ЕЛ, ВПЛ – 6961 г.;

– ТипЛ, МС1493, Сим2Л, С3Л, Л72Я, ИфЛ, ВЛ, НикЛ – 15.06.6961 г.;

– МС1492 – 5.07.6961 г.;

– Хр, С2Л – 13.06.6961 г.;

Есть для этого события два варианта месяца – июнь и июль и три варианта дня (5, 13, 15). Ни один летопись не подает сведений, чтобы уточнить дату. В китайской академии наук, как говорит анекдот, истину устанавливали путем голосования. В нашем случае большинство голосов подано за 15.06.1453 г., но мы знаем, что более поздние летописи просто копируют старые записи, и источниковая ценность такого большинства никакая.

1461 г. Борис Александрович

– Н4Л, Хр, НЛД – 6969 г.;

– ЛА, С2Л – 6969, зимой;

– ЕЛ, МС1493, С3Л – 18.02.6969 г.;

– МС1492, Сим2Л, Л72Я, ИфЛ, ВПЛ, ВЛ, НикЛ – в феврале 6969 г.;

– ТверЛ – 10.02.6969 г.;

Наиболее авторитетной в тверских делам 15 в. является Тверская летопись, и она подает дату, отличную от московских летописей. Но следует признать – все записи о смерти князя Бориса чрезвычайно краткие, не подают даже места его захоронения и вообще не показывают большой осведомленности в деле. Это настоящий заговор молчания, преодолеть который мы не можем. Поэтому мы вынуждены ограничиться утверждением, что Борис умер в феврале 1461 г.

1462 г. Василий Васильевич

– Н4Л – 4.04.6970 г.;

– ЛА – 23.03.6970 г.;

– ЕЛ, Хр, С2Л – 27.03.6970 г.;

– ТипЛ – 28.03.6970 г., в субботу;

– МС1492, Сим2Л, Л72Я, ИфЛ, ВПЛ, ВЛ, НикЛ – 27.03.6970 г., в субботу;

– МС1493 – 27.03.6970 г., на память Матрены Солунской; [день св. Матроны – 27.03]

– ТверЛ – 28.03.6970 г., на память Ионы Варахасия, за 3 недели до Пасхи; [день св. Варахасия – 28.03]

– НЛД – 28.03.6970 г.;

Авторитетную дату подает МС1492 – 27.03.1462 г., суббота. Дата в ТверЛ рассчитана на основании указания, что смерть Василия произошла за 3 недели до Пасхи (18.04.1462 г. – 21 = 28.03.1462 г., воскресенье). Согласно этому расчету проставлено и имя святого. Здесь мы особенно наглядно видим, что совпадение имени святого с точной датой является результатом хронологических расчетов летописца и не может считаться независимым источником.

1467 г. Мария Борисовна

– ЕЛ, Сим2Л, МС1493, МС1495, Л72Я, С3Л, Хр, ВПЛ, НикЛ – 22.04.6975 г.;

– ТипЛ, ВЛ – 22.04.6975 г., в среду 4-й недели по Пасхе, на четверг;

– МС1492, ИфЛ – 22.04.6973 г.;

– С2Л – 25.04.6975 г.;

Авторитетную дату подает ТипЛ – 22.04.1467 г., среда. Четвёртое воскресенье после Пасхи – 18 апреля 1467 г., так что все показатели совпадают. В МС1492 – описка в году, в С2Л – в числе.

1472 г. Юрий Васильевич

– ЕЛ, МС1493, Хр – 12.09.6981 г.;

– ТипЛ, Сим2Л, Л72Я, ИфЛ, ВПЛ, ВЛ – 12.09.6981 г., в субботу;

– МС1492, НикЛ – в сентябре 6981, в субботу;

– С2Л – 13.09.6981 г.;

Авторитетную дату подает ТипЛ – 12.09.1472 г., среда (статья сентябрьская, поэтому для сентября вычитаем 5509). В МС1492 пропущено число; в С2Л – описка в числе.

«» – 12.09.1473 г.; «» – 1473 г.

1481 г. Андрей Васильевич Меньшой

– С1ЛСИ, ВПЛ – 5.07.6989 г., в четверг, на память Афанасия Афонского; [день св. Афанасия Афонского – 5.07]

– ТипЛ, Л72Я, С2Л – весной 6989 г.;

– МС1492, Сим2Л, МС1493, С3Л, Хр, ВЛ – весной, 5.07.6989 г.;

– ИфЛ, НЛД, НикЛ – 10.07.6989 г.;

Авторитетную дату подает приписка к С1ЛСИ – 5.07.1481 г., четверг. В ТипЛ и последующих – по ошибке «весной», а в МС1492 и последующих эту ошибку объединили с правильным числом, так что получилась весна в июле. Умом Россию не понять! В ИфЛ и последующих – описка в числе.

«» – 10.07.1481 г.

1483 г. Василий Иванович

– ТипЛ – 6991, зимой;

– МС1492, МС1493, С3Л, ИфЛ, НикЛ – 7.01.6991 г.;

– Сим2Л – 27.10.6991 г.;

– Л72Я, Хр, С2Л, ВЛ – в январе 6991 г.;

– ВПЛ – 2.01.6991 г.;

– НЛД – 6991 г.;

Большинство летописей сходятся на январе 6991 г., хотя никто не подает точной даты. Можно принять дату 7.01.1483 г. В Сим2Л надо предполагать какое-то недоразумение. В ВПЛ событие привязана к свадьбе Ивана Ивановича, и видимо летописец ошибся в расчете.

1483 г. София

– ТипЛ, Л72Я, Хр, С2Л, ВЛ, НикЛ – 6991, зимой;

– ТверЛ – 7.02.6991 г.;

Точную дату с подробностями события – 7.02.1483 гг. – подает Тверская летопись, наиболее авторитетная в тверских делах. Другие летописи не противоречат ей.

1483 г. Елена

– ТипЛ, Л72Я, С2Л – 6991, зимой;

– МС1492, Сим2Л, МС1493, МС1495, С3Л, ИфЛ, НЛД, НикЛ – 2.04.6991 г.;

– Хр, ВЛ – 6991, весной;

Дата МС1492 и последующих – 2.04.1483 гг. – можно принять только «большинством голосов». Почему в ТипЛ и последующих событие датировано зимой – неясно.

1485 г. Мария Ярославна

– ТипЛ – 4.07.6994 г.;

– Сим2Л, МС1493, С3Л, ИфЛ, ВЛ, НикЛ – 4.07.6993 г.;

– Л72Я – 4.10.6994 г.;

– С2Л, ВПЛ – 6993 г.;

Дата Сим2Л и последующих – 4.07.1485 гг. – можно принять только «большинством голосов». В ТипЛ следует предполагать ошибочный год, в Л72Я – описку в месяце.

1493 г. Андрей Васильевич Большой

– ТипЛ – в ноябре 7002 г.;

– МС1493, МС1495, Л72Я, Хр, С3Л, С2Л, ВЛ, НикЛ – 6.11.7002 г.;

– Хр – 5.11.7002 г.;

– ТверЛ – 6.11.7001 г., на память Варлама новгородского чудотворца; [день св. Варлаама Хутынского – 6.11]

Дату МС1493 и последующих – 6.11.1493 г. – можно принять только «большинством голосов». Статья 7001 в ТверЛ, как ни странно, выглядит мартовской; если это так, то ее год – так же 1493-й. В одном из списков Хронографа – описка в числе.

«» – 7.11.1493 г. (такого числа нет у одном источнике); «» (Москва 1999 г.) – 7.10.1494 г. (Ошибки в дне, месяце и годе!); «» – 1493 г.

1494 г. Борис Васильевич

– ТипЛ, МС1495, Л72Я, С3Л, Хр, С2Л, ВЛ – похоронен 29.05.7002 г., в четверг;

– ТверЛ – умер 26.05.7002 г.;

– НикЛ – умер 29.05.7002 г.;

ТипЛ и последующие содержат авторитетную дату захоронения князя – 29.05.1494 г., четверг. Поэтому можно принять дату смерти 26.05.1494 г., которую подает ТверЛ. Автор НикЛ не вник в текст предыдущей летописи и ошибочно стилизовал запись так, что Борис умер 29-го.

«» – 25.05.1494 г.

Предыдущий раздел | Содержание | Следующий раздел

Понравилась страница? Помогите развитию нашего сайта!

© 1978 – 2018 Н.И.Жарких

Перепечатка статей с сайта приветствуется при условии
ссылки (гиперссылки) на мой сайт

Сайт живет на

Число загрузок : 297

Модифицировано : 3.03.2017

Если вы заметили ошибку набора
на этой странице, выделите
её мышкой и нажмите Ctrl+Enter.