Логотип персонального сайта Н.И.Жарких
Письмо на сайт
Версия для печати
Лента новостей (RSS)
История / Монографии / Обычай пострижения правителя в монахи / Источниковедение / Особые случаи

Обычай пострижения правителя в монахи

Источниковедение

Особые случаи

Николай Жарких

1206 г. Мария Всеволожа

Запись ВС1215 интересна указанием, что Мария была пострижена в монахини под именем Марии. Итак, бывает, что монашеское имя совпадает с мирским.

1228 г. Мстислав Мстиславич

Запись Волынской летописи [Літопис Руський. – К.: 1989 р., с. 384] о смерти Мстислава Мстиславича очень лаконична и не содержит упоминания о его пострижении в монахи и в схиму (разве что предположить, что Лаврентьевская летопись имела в виду какого-то другого Мстислава Мстиславича, который умер примерно в том же году, что и «наш» Мстислав Мстиславич Торопецкий (Удалой)).

Мстислав умер в изгнании, растеряв в конце жизни все свой политический капитал. Место его смерти летопись не назвала, но перед тем было отмечено, что он бежал из Галича сначала на Понизье, а затем на Поросье. Там, вероятно, и застала его смерть – хорошо, если в каком-нибудь маленьком городе, а не просто в лагере посреди поля. Даже если он и постригся «в монахи и в схиму» – это было очень мало похоже на печально-торжественную церемонию, которая проходила в столице, в княжеском дворце, при участии епископа (или митрополита), игуменов столичных монастырей, в присутствии семьи умирающего князя, его бояр и видных горожан… Ну, это скорее фрагмент из ненаписанного исторического романа…

1228 г. Жена Святослава Всеволодовича

Эта неизвестная по имени женщина с согласия своего мужа ушла в монастырь, что само по себе не частое явление. Вторая особенность – упомянуто, что Святослав дал ей значительное имущество (об имуществе вспоминают крайне редко).

Позже, в середине 16 в., Ермолай-Эразм написал трогательную «Повесть о Петре и Февронии Муромских», основанную на этом воспоминании. А еще позже, в 1906 году, имя Февронии стало зернышком, из которого выросла гениальная опера Н. Римского-Корсакова (Сказание о невидимом граде Китеже и Деве Февронии). Счастливое развитие сюжета раз иллюстрирует: лучшие исторические повествования – те, которые пишутся значительно позже самих событий и не связываются при этом с историческими источниками…

1271 г. Мария Михайловна

Запись о смерти княгини Марии, вдовы Василька Ростовского, интересна тем, что княгиня основала в Ростове монастырь св. Спаса, жила в этом монастыре и была в нем похоронена. Но в достаточно подробной записи совсем нет упоминания, что она постриглась в монахини.

1345 г. Два князя Василия

В 1345 году умерли два князя на имя Василий: один из них княжил в Ярославле, второй – в Муроме. В ТЛ – запись дефектная, зато правильный – в Сим1Л.

Ярославский князь Василий Давыдович в 6847 пошел в Орду (С1ЛСИ, Н1ЛМИ, РогЛ), еще раз упомянут в 6849 (С1ЛСИ, НКЛ2). Смерть его отца Давида Ярославского отмечена в 6829 (1321 г. – НКЛ2). В 6850 г. умерла жена – Овдотья Васильева Давыдовича, князя Ярославского (Сим1Л). Во 6853 г. в С1ЛСИ читаем: «Того же лета преставися князь Василии Давыдович Ярославскии. Того же лета преставися князь Василии Ярославич Муромскый» – сокращенно против Сим1Л и ТЛ, но правильно. Правильные имена и титулы этих князей читаем в НКЛ2 под 6853 годом – в коротких записях об их смерти, что и не удивительно, потому что НКЛ, как хорошо известно, часто следует за С1ЛСИ.

Следует отметить, что М. Д. Приселков неверно представил это дело: «В СимЛ ошибочно переставлены отчества князей» [Приселков М. Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. – М.: 1950 г., с. 367].

Надо иметь в виду, что в МС1493 имена и титулы этих князей подано правильно, но пострижение приписано Василию Ярославском, тогда как древние летописи единодушно говорят о пострижении Василия Муромского. Я считаю эту путаницу ошибкой МС1493.

1354 г. Семен Иванович

Постригся ли перед смертью великий князь Семен Иванович? Ни один летопись об этом не вспоминает, в том числе и авторитетный для данного времени Рогожский летописец, который достаточно подробно описывает это событие. На мысль, что пострижение имело место, приводит его духовная грамота [Собрание государственных грамот и договоров. – М.: 1813 г., т. 1, с. 37 – 38, № 24; Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей 14 – 16 вв. – М.: 1950 г., с. 13 – 14, № 3 (здесь и сводная таблица датировок грамот – все исследователи датируют ее 1353 годом], в которой он именуемый Созонтом. Издатели «Собрания государственных грамот и договоров» дали объяснения, что это его монашеское имя, и так эта мысль и была принята в историографии. В ТЛ читаем:

В лето 6825 [1317]. Того же лета князю Ивану Даниловичу родися сын, месяца сентабря в 7 день, на память святого мученика Созонта, и наречен бысть князь Семен.

Память мученика Созонта действительно отмечается 7 сентября, так что определенная связь между именами Созонт и Семен прослеживается. Можно даже предположить, что Семен – княжеское имя, а Созонт – крестильное (ну, как ниже – в случае Дмитрия Константиновича). То есть считать имя Созонт монашеским – это не единственный возможный вариант.

Могло ли быть так, чтобы духовная грамота была написана с монашеским, а не с княжеским именем? Мы имеем духовные грамоты Ивана Калиты и Ивана Ивановича – они подписаны княжескими именами (но их монашеских имен мы не знаем!). Итак, принимая, что имя Созонт – монашеское, мы имеем единственный случай такого рода, который не с чем сравнивать.

В конце концов, против версии монашеского имени Созонт нет серьёзных возражений, как нет и решительных аргументов «за» (циркулярно не запрещено, но и не разрешено вполне…). В такой ситуации я принимаю сложившееся в науке мнение о предсмертном пострижении Семена с именем Созонта.

Кстати, если уж зашла речь о Семена – датировать его смерть следует 26 апреля 1354-го года, а не 1353-го, как принято везде.

1368 г. Три Софии

В РогЛ имеем очень краткую запись:

В лето 6876 [1368]. Того же лета месяца иуля 24 день преставися князь Василеи в Кашине и потом в осенине месяца октября во 2 день мати его княгини великаа Софиа Михаиловаа преставися в Свободе.

С этой Софией вышла какая-то путаница. Василий – сын Михаила Ярославича Тверского, поэтому София должна была быть его вдовой. Но единственную известную нам жену Михаила Ярославича звали Анной (запись 6827 – 1319 г.). В записи 6802 (1294 г.) про её свадьбу она названа дочерью Дмитрия Борисовича Ростовского. Дата её смерти не записана.

В поздней Никоновской летописи, в которую включены многие сообщения Рогожского летописца, в статье 6876 (1368 г.) София определенно названа вдовой Михаила Ярославича [ПСРЛ 1897 г., Т. 11, с. 10], что является изложением иными словами той же информации, которая имеется в РогЛ.

Каких тверских княгинь по имени София знает Рогожский летописец?

На первом месте следует поставить Софию Юрьевну, дочь московского князя Юрия Даниловича, жену тверского князя Константина Михайловича. Её брак упомянут в 6828 (1320 г.), и больше о ней упоминаний нет. Далее, под 6773 (1365) годом упомянута смерть княгини «Овдотьи Константиновой», о которой мы не имеем больше информации.

На втором месте ставим княгиню Софию (неизвестного рода), жену князя Всеволода Александровича – её смерть записана под 6773 (1365) годом.

Далее следуют известия о третьей Софию, также неизвестного нам рода:

В лето 6866 [1358]. А князь Василии приде во Тферь и до его прихода за 10 дни преставися сын его князь Александр месяца марта в 28 день у бабы своея у великое княгини у Софьи в Софьине монастыре. [Так в РогЛ.]

Никоновская летопись вносит дополнительную путаницу, называя умершего Александра сыном Михаила Александровича, а не его дяди Василия (ПСРЛ, 1885, т. 10, с. 230: Того же лета у князя Михаила Александровича Тверского преставися сын князь Александр у бабы у своей, у великой княгини Софьи, в Софьином монастыре).

В лето 6869 [1361]. Оспожа княгини великаа Софья восприим благый нрав свекрове своея великой княгини Оксинии и добродетель ю же имела ко владыце ко Андрею, такою же любовию и печалованием бышет к владыце Феодору и села ему подавала на монастырь. [Так в РогЛ.]

В лето 6875 [1367] месяца марта в 20 день преставися боголюбивыи владыка Феодор в Отрочии монастыре, а на завтрее […] положиша ево во святом Ведении святыя Богородица в малой церкви со владыкою с Андреем в одном гробе. Княгини же великаа София и вси приходящии к нему, проводише его с великим плачем до гроба. [Так в РогЛ.]

В указателе к Никоновской летописи [ПСРЛ, 1918, т. 14, ч. 1, с. 135] эта София названа женой князя Михаила Александровича Тверского – это предположение никаких противоречий не решает, а только усугубляет, потому что единственной известной нам женой Михаила Александровича была Суздальская княжна Евдокия Константиновна.

Наконец, википедийная статья «» разрубает этот михаило-тверской узел, считая, что София – это монашеское имя Анны (замечу попутно, что по состоянию на январь 2015 толкования приведенных выше летописных сообщений в этой статье было вполне произвольным).

Отождествление Софии с Анной выглядит соблазнительно. Объясняются сразу три момента: 1, титул великой княгини; 2, именование вдовой Михаила Ярославича; 3, именование невесткой Оксинии (жены Ярослава Ярославича, матери Михаила Ярославича).

Но для предположения о ее монашество источники на дают никаких оснований: 1, во всех известных мне случаях смерть княгини-инокини сопровождается выразительным указанием «преставися в черницах»; 2, пребывание ее в монастыре в 1358 г. было временным, потому что умерла она не в монастыре; 3, в 1361 г. её отношение к монастырю ограничилось пожалованием сёл; 4, имеем выразительный пример Марии Ростовской (как выше), которая жила в монастыре, не будучи монахиней. Четырежды летописец имел возможность вспомнить о ее монашестве и ни разу не упомянул – показатель достаточно выразительный.

Остается предположить, что в паре имен Анна / София какое-то имя было крестильным, а другое – княжеским. Для мужчин такая практика была распространена и хорошо известна, а для женщин княжеского рода она нам неизвестна (кроме этого недостаточно выразительного случая).

Хуже всего, что эта путаница содержится в Рогожском летописце – наиболее авторитетном в тверских делах 14 в. Поэтому пришлось исключить это сомнительный случай из сводного списка – для него достаточно достоверных случаев.

1378 г. Княгиня Василиса

Княгиня Василиса, вдова Андрея Константиновича Суздальского – единственная княгиня и вообще единственная женщина во всем русском летописании, которая удостоилась подробного жизнеописания (собственно, жития). (Ну, еще Евдокия Дмитриевна – жена Дмитрия Донского).

1383 г. Дмитрий Константинович

Из записи о его пострижении и смерти мы узнаем, что вполне христианское имя Дмитрий был его княжеским именем, а крестильного имя – Фома. Об этом Фоме вспомнили, когда надо было выбирать монашеское имя – и выбрали Феодор (на ту же букву).

1393 г. Иван Тропарь

Запись ТЛ о смерти этого московского вельможи интересен тем, что здесь единственный раз во всем летописании специально отмечено, что он скончался «в бельцах», то есть мирянином, а не постригся в монахи.

1407 г. Юрий Святославич

Большинство летописей повторяет запись ТЛ, что смоленский князь Юрий Святославич умер в изгнании – в Рязанской земле в каком-то монастыре (Юрий был женат на дочери рязанского князя Олега Ивановича). Юрий имел возможность принять пострижение перед смертью, но не сделал этого.

1462 г. Василий Васильевич

Запись МС1492 (а за ним и других летописей) о смерти московского великого князя Василия Васильевича интересна тем, что князь хотел постричься в монахи, но придворные до этого не допустили. Из каких соображений они так сделали – летопись не объясняет, но мы имеем более поздний рассказ о смерти Василия 3-го, где соответствующие переговоры описаны.

1463 г. Обретение мощей князя Федора Ростиславича

В МС1492 дело представлено так, что были найдены мощи князя Федора, его сыновей Константина и Давида, и монашеские ризы было положено на всех, так как они все умерли в монашеском чине. Из авторитетных источников мы знаем только о пострижении Федора, а о пострижении его сыновей источники 1 половины 14 в. молчат. Поэтому случаи Константина и Давида мы исключаем из сводной таблицы как не упомянутые в авторитетных источниках.

Благоприятные и неблагоприятные ситуации

Напомним примеры, когда ситуация, в которой умирали князь / княгиня, способствовали принятию монашества, а пострижения однако не произошло:

– 1271 г. княгиня Мария Михайловна жила в монастыре и умерла в нем, но не постриглась;

– 1407 г. князь Юрий Святославич умер в монастыре, но не постригся.

Известны также случаи, когда обстоятельства смерти были неблагоприятными для принятия монашества, но оно было принято:

– 1228 г. Мстислав Мстиславич умер в пути где-то на Поросье, но принял монашество;

– 1263 г. Александр Ярославич умер в Городце в пути во Владимир, но принял монашество;

– 1294 г. Дмитрий Александрович умер в Волоке в пути, но принял монашество;

– 1370 г. Василий Иванович Березуйский умер в Волоке от смертельной раны в бою, но принял монашество.

Из этого можно сделать вывод, что обстоятельства смерти не имели решающего влияния для принятие / непринятие монашества перед смертью.

Массовые пострижения

Напомним примеры массовых предсмертных пострижений:

– 1238 г. в Успенском соборе в осажденном татарами Владимире (этого эпизода нет в наиболее авторитетном источнике – ЛЛ, но он есть в Н1ЛСИ и в Сим1Л);

– 1352 г. в Пскове из-за эпидемии чумы;

– 1417 г. в Москве из-за эпидемии чумы;

– 1420 г. в Пскове из-за эпидемии чумы;

Следует заметить, что описания эпидемий чумы в летописях очень шаблонны – собственно можно говорить об одном описании, которое прикладывается к различным конкретным случаям. Вместе с тем шаблонность описания не означает, что оно не соответствовало действительности – ход эпидемий в действительности выглядел подобно. Запись о массовом пострижении выступает необязательным составляющим элементом этого шаблонного описания эпидемии, который мог включаться либо не включаться в описание волей летописца.

Тем не менее эти случаи не возбуждают никаких сомнений в реальности массовых пострижений. Они ценны для нас тем, что показывают – обычай предсмертного пострижения существовал не только в высших социальных слоях, но и проникал в массы населения (по крайней мере городского).

Предыдущий раздел | Содержание | Следующий раздел

Понравилась страница? Помогите развитию нашего сайта!

© 1978 – 2018 Н.И.Жарких

Перепечатка статей с сайта приветствуется при условии
ссылки (гиперссылки) на мой сайт

Сайт живет на

Число загрузок : 348

Модифицировано : 25.12.2017

Если вы заметили ошибку набора
на этой странице, выделите
её мышкой и нажмите Ctrl+Enter.