Логотип персонального сайта Н.И.Жарких
Письмо на сайт
Версия для печати
Лента новостей (RSS)
История / Монографии / Обычай пострижения правителя в монахи / Приложения / Уточнение некоторых дат / 14 ст.

Обычай пострижения правителя в монахи

Приложения

Уточнение некоторых дат

14 ст.

Николай Жарких

1303 г. Борис Андреевич

– ЛЛ – 6811 г.;

– Сим1Л – 25.02.6811 г., понедельник;

– С1ЛСИ, ВЛ – 26.02.6811 г.;

– НКЛ, Н4Л, НЛД – 25.02.6811 г.;

– МС1493, НикЛ – 25.02.6810 г.;

Авторитетную дату подает Сим1Л – 25.02.1303 г., понедельник. Стиль записи – ультра-мартовский. Н. Г. Бережков считал статью 6811 г. в ЛЛ ультра-мартовской [Хронология русского летописания. – М.: 1963 г., с. 119], а в МС1493 – НикЛ выполнен корректный переход к мартовскому стилю. В С1ЛСИ, думаю, описка (тем более что в НКЛ, который тесно следует за С1ЛСИ, число правильное). Ну, а из С1ЛСИ ошибка переехала, видимо, в МС1492 (хотя в наших списках здесь лакуна), а оттуда уже – в ВЛ.

1303 г. Даниил Александрович

– ЛЛ, ТЛ, Сим1Л – 5.03.6812 г., во вторник на безименной неделе;

– С1ЛСИ, НикЛ – 4.03.6811 г.;

– НКЛ, Н4Л, НЛД – 4.03.6811 г., через неделю после Бориса Андреевича;

– МС1493 – 6810 г., через неделю после Бориса Андреевича;

– МАЛ, Хр, ВЛ – 6811 г.;

Авторитетную дату подает ЛЛ – 5.03.1303 г., вторник. Стиль записи – ультра-мартовский. Н. Г. Бережков считал статью 6812 г. в ЛЛ ультра-мартовской [Хронология русского летописания. – М.: 1963 г., с. 119]. В других летописях стиль записи – мартовский, но число рассчитано от смерти Бориса (25.02 + 7 = 4.03, понедельник). В МС1493 запись начала 6811 г. (Даниил) механически присоединена к записи конца 6810 г. (Борис); ну, для краткой летописи это не удивительно.

«» (Москва 1999 г.) – 3.03.1303 г.; «» – 4.03.1303 г.; «» – ночь с 4 на 5 марта 1303 г.; «» – 5.03.1303 г.

1304 u. Андрей Александрович

– Н1ЛСИ, С1ЛСИ, Н1ЛМИ – 27.07.6812 г., в день св. Пантелеймона [день св. Пантелеймона – 27.07];

– ТЛ, Сим1Л – 27.07.6813 г.;

– РогЛ – 6814 г.;

– МАЛ, НКЛ1, МС1493, Хр – 6812 г.;

– НКЛ2, Н4Л, НЛД, НикЛ – 22.06.6812 г.;

– ВЛ – 27.07.6812 г.;

Наиболее авторитетной выглядит дата Н1ЛСИ – 27.07.1304 г. Н. Г. Бережков считал статью 6812 г. в Н1ЛСИ мартовской [Хронология русского летописания. – М.: 1963 г., с. 277]. В ТЛ – Сим1Л имеем, вероятно, ультра-мартовский стиль, то есть ту же дату 27.07.1304 г. Дата НКЛ2 и других, производных от него летописей – ошибочно.

1318 г. Михаил Ярославич

– Н1ЛСИ, НКЛ1, Н1ЛМИ, Н4Л – 6827 г.;

– Сим1Л, МАЛ, МС1493, Хр – 6826 г.;

– РогЛ, НКЛ2, Н4Л, НЛД – 22.11.6826 г.;

– С1ЛСИ, МС1492 – 22.11.6826 г., среда;

– ВЛ – 22.11.6827 г., среда;

– НикЛ – 22.11.6827 г.;

Авторитетной является дата С1ЛСИ – 22.11.1318 г., среда. Н. Г. Бережков считал статью 6827 г. в Н1ЛСИ ультра-мартовской [Хронология русского летописания. – М.: 1963 г., с. 277], поэтому ее год – также 1318-й. И везде, где стоит 6827-й год – надо предполагать ультра-мартовский стиль.

1320 г. Борис Данилович

– ТЛ – 30.05.6828 г.;

– Сим1Л – 30.05.6828 г., в день Исаакия пресвитера; [день св. Исаакия Далматского – 30.05]

– С1ЛСИ, НКЛ2, Н4Л, МС1493, НикЛ – 6829 г.;

– МС1492, ВЛ – 6828 г.;

Наиболее авторитетной выглядит дата Сим1Л – 30.05.1320 г. Другие варианты не противоречат этой дате, ежели предположить в С1ЛСИ и зависимых от него летописях ультра-мартовский стиль.

1325 г. Юрий Данилович

– Н1ЛСИ, Н1ЛМИ – 6833 г.; похоронен в Москве в первую субботу Великого поста;

– РогЛ, НКЛ2, Н4Л, НЛД – 6833, зимой;

– Сим1Л, НикЛ – 21.11.6833 г., на день Введения, в Филиппов пост; [Введение – 21.11]

– С1ЛСИ, МС1492, ВЛ – 6833 г.;

– МС1493, Хр – 6831 г.;

Дата Сим1Л – 21.11.1325 г. – не вызывает никаких сомнений. Это действительно день Введения, и в 1325 г. он действительно приходился на Филиппов пост. Первая суббота Великого поста 6833 г. – это 8.02.1326 г. Даты других летописей не противоречат Сим1Л. Дата МС1493 – Хр – явно ошибочна.

1326 г. Дмитрий Михайлович

– ТЛ, РогЛ – 15.09.6834 г.;

– Сим1Л, НикЛ – 15.09.6834 г., на память мученика Никиты; [день св. Никиты Готского – 15.09]

– С1ЛСИ, МАЛ, НКЛ, Н1ЛМИ, Н4Л, НЛД, ВЛ – 6834 г.;

– МС1492 – 13.09.6834 г.;

Дата ТЛ – 15.09.1326 г. – не вызывает никаких сомнений. Другие летописи ей не противоречат, за исключением МС1492, где следует предполагать описку.

1331 г. Елена

– ТЛ, НикЛ – 6839 г.;

– РогЛ, МС1492, НЛД – 1.03.6839 г.;

– Сим1Л – 1.03.6839 г., на память мученицы Евдокии; [день св. Евдокии – 1.03]

– ВЛ – 4.03.6839 г.;

Дата РогЛ – Сим1Л – 1.03.1331 г. – не вызывает никаких сомнений. Другие летописи ей не противоречат, за исключением ВЛ, где следует предполагать описку.

1339 г. Александр Михайлович

– РогЛ, Сим1Л, НикЛ – 28.10.6847 г., на память мучеников Терентия и Неонилы; [день св. Терентия и Неонилы – 28.10]

– С1ЛСИ, МС1492, ВЛ – 29.10.6847 г.;

– НКЛ, Н4Л, НЛД – 29.12.6848 г.;

– Хр – 6846 г.;

Наиболее авторитетной следует считать дату РогЛ – 28.10.1339 г. В С1ЛСИ и производных от него – описка в дне месяца; в НКЛ еще хуже – описка не только в дне, но и в месяце, – и это при том, что стоит объяснение «тое же осени». Какая же в декабре осень? Год в НКЛ и производных можно допустить, если считать запись ультра-мартовской. Год в Хронографе просто ошибочен.

«» (Москва 1999 г.) – 29.10.1339 г. Так же – «». «» подает лучшую, по нашему мнению, дату 28.10.1339 г., но не может не внести свои пять копеек в легендаристику, указывая место его гибели Старый Сарай, о чем ни один источник не упоминает.

1340 г. Иван Данилович

– РогЛ, Сим1Л, МС1493, Хр – 31.03.6848 г., на память чудотворца Стефана;

– С1ЛСИ – 31.03.6848 г.;

– МАЛ – 6849 г.;

– НКЛ1, Н1ЛМИ, Н4Л, НикЛ – 6848 г.;

– НКЛ2, Н4Л, МС1492, ВЛ, НЛД – 31.03.6849 г.;

Наиболее авторитетной следует считать дату РогЛ – 31.03.1340 г. В МАЛ, НКЛ2 и производных следует предполагать ультра-мартовский стиль, другие летописи указанной дате не противоречат.

С чудотворцем Стефаном у меня, как заядлого атеиста, получилось осложнение. Сейчас различных святых Стефанов насчитывается , из них ближе всего к нашей дате стоит память (28 марта). Но почему для 31 марта не подобрали более подходящего святого – остается неясным.

«» колеблется между 31.03.1340 и 31.03.1341 г., и при этом ссылается на Лаврентьевская летопись, в которой события доведены до 1304 года. «» (Москва 1999 г.) – 31.03.1341 г.; «»- 31.01.1340 г. Sapienti sat?

1354 г. Семен Иванович

– РогЛ, Сим1Л – 26.04.6862 г., на память мученика Василия, за полсемы недели, как прошли сорочины Феогнасту митрополиту по велице дни; [день св. Василия Амасийского – 26.04]

– С1ЛСИ, МАЛ, НКЛ2, Н4Л, Н1ЛМИ – 6861 г.;

– НКЛ1, Н4Л – 6860 г.;

– МС1492, НикЛ – 26.04.6861 г.;

– МС1493, МС1495, Хр – 23.04.6861 г.;

– НЛД – 6.06.6861 г.;

– ВЛ – 27.04.6861 г.;

Авторитетные летописи – РогЛ и Сим1Л – относят это событие на 6862 (мартовский) = 1354 январский год. Более поздние летописи, начиная с С1ЛСИ, изменяют дату на 6861 – 1353. Так стоит во всех летописях, производных от С1Л. В НКЛ1 имеем вообще 6860 г. В Н4Л имеем целых две записи – под 6860 и 6861 годами, то есть эта летопись объединила обе серии записей НКЛ в едином потоке (чему можно привести много примеров). В НЛД смерть Семена записана под датой смерти Андрея (6 июня). В НикЛ текст записи стилизовано как в РогЛ – Сим1Л, но год – 6861-й.

Вывод: правильной и авторитетной является дата РогЛ – Сим1Л – 26.04.1354 г.; в более поздних летописях накапливаются ошибки.

К тому же исследователи из неизвестной мне причине не обратили внимания на такой нюанс: «Тое же весны по полсемы недели, как прошли сорочины Феогносту митрополиту, по велице дни, месяца апреля в 26» (в ту же весну через шесть с половиной недель, как прошли Сорочины после смерти митрополита Феогноста, после Пасхи, 26 апреля).

Повторю то, что писал в примечаниях к РогЛ: в 1353 году Пасха приходилась на 24 марта, и с тех пор до 26 апреля прошло больше месяца; о таком интервале нельзя сказать, что это произошло «после Пасхи». В то же время в 1354 году Пасха была 13 апреля, и до смерти Семена прошло менее двух недель. Вот это как раз «после Пасхи».

«» – 27.04.1353 г.

1354 г. Андрей Иванович

– РогЛ, Сим1Л, НикЛ – 6.06.6862 г., на память св. мученика Дорофея, после сорочин своего брата Семена на третий день;

– С1ЛСИ, НКЛ, Хр – 6861, через 40 дней после Семена;

– МС1492, ВЛ – 6.06.6861 г.;

– МС1493 – 4.06.6861 г.;

– НЛД – 15.06.6861 г.;

Дата в РогЛ – Сим1Л – 6.06.1354 г., хотя и является наиболее авторитетной, содержит некоторые противоречия: день св. Дорофея Тирского – 5.06; на этот день приходились сорочины по Семену. Поэтому третий день по этим сорочинам должен быть 7 июня. Итак, оба уточняющих элемента – имя святого и смещение относительно даты смерти Семена – указывают на соседние дни. Это противоречие не может быть решено.

Дать других летописей сдвинуть на 1 год, как это случилось и с Семеном. Дать в МС1493 и НЛД просто ошибочны.

«» – 6.06.1353 г.

1355 г. Константин Васильевич

– РогЛ, Сим1Л – 21.11.6863 г., на Введение, в Филиппов пост; [Введение – 21.11]

– С1ЛСИ, МАЛ, НКЛ, Н4Л, НЛД – 21.11.6863 г.;

– МС1492, ВЛ – 21.11.6862 г.;

– МС1493 – 25.11.6862 г.;

– Хр, НикЛ – 6863 г.;

Наиболее авторитетной следует считать дату РогЛ – Сим1Л – 21.11.1355 г. Смещение года на 6862-й следует считать ошибкой хронологических расчетов, дату 25 ноября – опиской.

«, его память 5 июля, за – 3 июля. И заядлые православные о Лампаде Иринопольском (5 июля) .

Указание НЛД на Петровский пост, который всегда заканчивается 29 июня – ошибочно, что характерно для этой летописи в целом.

1389 г. Дмитрий Иванович

– РогЛ, Сим1Л, С1ЛСИ, НКЛ2, Н4Л, МС1492, НЛД, ВЛ – 19.05.6897 г., в среду на пятой неделе после Пасхи, в память мученика Патрикия; [день св. Патрикия Прусского – 19.05]

– МАЛ – 19.05.6897 г.;

– НКЛ1 – 6897 г.;

– Н1ЛМИ – 9.05.6897 г., на память пророка Исайи;

– МС1493, Хр – 9.05.6897 г.;

– НикЛ – 19.05.6897 г., в среду на пятой неделе после Пасхи;

Авторитетную дату подает РогЛ – 19.05.1389 г., среда. Это действительно среда пятой недели после Пасхи.

В Н1ЛМИ сделана описка (возможно, цифра I (10) просто стерлась и не была прочитана), и для этой ошибочной даты проставлены имя святого (день пророка Исаии – 9.05). Так что совпадение точной даты с именем святого является достаточно слабым аргументом, особенно в поздних летописях.

1389 г. Мария

– ТЛ – 2.12.6897 г., на память пророка Аввакума; [день св. Аввакума – 2.12]

– РогЛ, Сим1Л – 2.12.6897 г., на память пророка Аввакума, в Филиппов пост;

– МС1492, ВЛ – 5.12.6897 г.;

– НикЛ – 2.12.6898 г.;

Наиболее авторитетной следует считать дату ТЛ – 2.12.1389 г. Дату в МС1492 – ВЛ следует считать опиской. В НикЛ стоит 6898-й сентябрьский год, который соответствует 2.12.1389 г.

1394 г. Борис Константинович

– ТЛ – 6.05.6902 г., в среду 4-й недели по Пасхе;

– РогЛ, Сим1Л – 6902 г.;

– С1ЛСИ, Н4Л – 6901 г.;

– МС1492, ВЛ, НикЛ – 6.05.6902 г.;

Авторитетную дату подает ТЛ – 6.05.1394 г., среда, только не 4-й, а 3-й недели по Пасхе. Год в С1ЛСИ – Н4Л – ложный.

«» – 1393 г.; «» – 1393 или 1394 г.; «» (Москва 1999 г.) – 12.05.1394 г. При наличии авторитетной даты такая путаница в справочниках просто удивляет.

1399 г. Мария Александровна

– ТЛ – 27.03.6907 г.;

– МС1492, С2Л, ВЛ – 17.03.6907 г.;

– НикЛ – 6907 г.;

Наиболее авторитетной следует считать дату ТЛ – 27.03.1399 г. Дату в МС1492 и последующих следует считать опиской.

1399 г. Михаил Александрович

– РогЛ, Сим1Л – умер во вторник, похоронен 27.08.6907 г., на память св. отца Пимина; [день св. Пимена Великого – 27.08]

– С1ЛСИ, НКЛ, Н4Л, НЛД – умер 26.08.6907 г., во вторник, похоронен 27.08.6907 г., в среду;

– Н1ЛМИ – август 6907 г.;

– МС1492, ВЛ – умер 26.08.6908 г., во вторник, похоронен в среду;

– МС1493, Хр – 6907 г.;

– С2Л – умер 26.08.6906 г., во вторник, похоронен в среду;

– НикЛ – во вторник в 6907 г.;

Авторитетную дату подает С1ЛСИ и зависящие от него – 26.08.1399 г., вторник. Эта статья – мартовская. Статья МС1492 – ВЛ – ультра-мартовская. В С2Л вся статья 6907 г. попала не на место, в 6906-й год. В НикЛ повесть о смерти Михаила значительно более длинная, растянутая и благочестивая, чем в предыдущих летописях, но до таких мелочей, как число и месяц события, не снисходит.

Предыдущий раздел | Содержание | Следующий раздел

Понравилась страница? Помогите развитию нашего сайта!

© 1978 – 2018 Н.И.Жарких

Перепечатка статей с сайта приветствуется при условии
ссылки (гиперссылки) на мой сайт

Сайт живет на

Число загрузок : 404

Модифицировано : 19.02.2017

Если вы заметили ошибку набора
на этой странице, выделите
её мышкой и нажмите Ctrl+Enter.