Логотип персонального сайта Н.И.Жарких
Письмо на сайт
Версия для печати
Лента новостей (RSS)
История / Монографии / Обычай пострижения правителя в монахи / Приложения / Уточнение некоторых дат / 13 ст.

Обычай пострижения правителя в монахи

Приложения

Уточнение некоторых дат

13 ст.

Николай Жарких

1212 г. Всеволод Юрьевич

С датой его смерти – большой разнобой:

– Летописец Переяславля Суздальского подает 16.04.6721 г.;

– ЛЛ – 13.04.6720 г., в день св. Мартина; [день св. Мартина – 14.04]

– Сим1Л – 18.04.6721 г., в день св. Мартина;

– МС1492, ВЛ – 15.04.6720 г., воскресенье;

– Возникло – 14.04.6721 г., в день св. Мартина, в воскресенье.

Итак, имеем два варианта года события и пять вариантов ее дня. 6721-й год ЛПС следует считать ультра-мартовским, а 6720-й год ЛЛ – мартовским. Оба соответствуют 1212 году. 15 апреля 1212 г. – действительно воскресенье, поэтому лучше согласованной выглядит дата МС1492 – ВЛ (недостаток – позднее происхождение этого варианта). Указание на день св. Мартина приходится понимать так, что это было около того дня.

Есть и другая возможность: считая дату возникла мартовской, имеем 14 апреля 1213 г. – и воскресенье, и точный день св. Мартина. Но этот вариант – самый поздний, и его следует считать следствием хронологических исследований летописца.

Итак, точная дата смерти Всеволода остается неизвестной, уверенным можно быть только в апреле 1212 г.

1218 г. Константин Всеволодович

– ЛЛ – 2.02.6726 г., пятница, в день Сретения; [Сретения – 2.02]

– Сим1Л – 2.02.6727 г., пятница, в день Сретения;

– Н4Л – 6725 г.;

– МС1492, ВЛ – 2.02.6726 г.;

– Возникло – 2.02.6726 г., пятница;

Авторитетной является дата ЛЛ – 2.02.1218 г. – действительно пятница. Эта статья – мартовская, как считал еще Н. Г. Бережков [Хронология русского летописания. – М.: 1963 г., с. 89]. В Сим1Л имеем ультра-мартовский стиль, в Н4Л – ошибку.

«» – 2.02.1219 г.

1221 г. Княгиня Константинова

– ЛЛ – 24.01.6728 г.;

– Сим1Л – 24.01.6729 г.;

– МС1492, ВЛ – 24.01.6728 г.;

– Возникло – 6727 г.;

Лучшей является дата ЛЛ – 24.01.1221 г. Н. Г. Бережков считал статью мартовской [Хронология русского летописания. – М.: 1963 г., с. 89]. Разнобой с годами события я считаю следствием неудачных перерасчетов с мартовского на ультра-мартовский стиль и обратно.

1228 г. Владимир Всеволодович

– ЛЛ – 6735 г.;

– ТЛ, Сим1Л – 6.01.6736 г., четверг, день Богоявления; [Богоявления – 6.01]

– РогЛ – 6735 г.;

– МС1492, ВЛ – 6.01.6735 г.;

– НикЛ – 6765 г.;

Авторитетной является дата ТЛ – 6.01.1228 г., четверг. Эта статья – ультра-мартовская. Н. Г. Бережков считал статью 6735 г. в ЛЛ мартовской [Хронология русского летописания. – М.: 1963 г., с. 89], так что оба варианта года указывают на 1228-й год.

«» – 6.01.1227 г.; так же «».

1238 г. Татары под Владимиром

– Н1ЛСИ, Н1ЛМИ – 6746 г.;

– ЛЛ – 6745, мясопустное воскресенье;

– Сим1Л – 7.02.6745 г., мясопустное воскресенье;

– С1ЛСИ, НКЛ, Н4Л, МС1492, НЛД, ВЛ, НикЛ – 6745 г.;

Авторитетной является дата Сим1Л – 7.02.1238 г. – действительно мясопустное воскресенье. Стиль статьи – мартовский, как и считал Бережков.

1258 г. Олег

– ЛЛ – 20 мая 6766 г., в среду на Страстной неделе, в день мученицы Фетинии самаритянки;

– ТЛ – 20 марта 6766 г., в среду на Страстной неделе;

– Сим1Л – 20 марта 6766 г., в среду на Страстной неделе, в день мученицы Фетинии самаритянки;

– РогЛ, НКЛ, Н4Л, НЛД – 6764 г.;

– МС1492, ВЛ – 6766 г.;

– НикЛ – 8.03.6766 г., в среду на Страстной неделе, в день мученицы Фетинии самаритянки;

День памяти – 20 марта (как заядлый атеист, должен оговориться, что ее не следует путать с – 13 февраля).

Авторитетную дату подают ТЛ, Сим1Л: 20 марта 1258 г. – действительно среда Страстной недели. В ЛЛ – описка, или оригинал был поврежден (например, сохранилось только «ма…»). Дата 6764 г. возникла вследствие ошибочного присоединения записи о смерти Олега Рязанского к записи о смерти Даниила Ярославича (6764 – 1256 г.). При переписывании НикЛ, возможно, приняли плохо написано К (20) за И (8).

1263 Г. Александр Ярославич

– ЛЛ – 6771 г.;

– Н1ЛСИ, Н1ЛМИ – 14.11.6771 г., в день св. апостола Филиппа [день апостола Филиппа – 14.11]; похоронен 23.11, в пятницу, в день св. Амфилохия [день св. Амфилохия Иконийского – 23.11];

– ТЛ, Сим1Л, МС1492, ВЛ, НикЛ – 14.11.6771 г., в день св. апостола Филиппа;

– РогЛ, МС1493, Хр – 6771 г.;

– МАЛ – 14.11.6771 г.;

– С1ЛСИ – 14.11.6770 г.; 6771 г.; [две записи];

– НКЛ, Н4Л, НЛД – 14.11.6772 г.;

Авторитетной является запись Н1ЛСИ – 14.11.1263 г. В С1ЛСИ имеем, пожалуй, неудачный перерасчет между системами дат; в НКЛ его пытались исправить и еще ухудшили – и так пошло в следующие летописи (Н4Л, НЛД).

1288 г. София Ярославна

– ТЛ, Сим1Л – постриглась в монахини 10.02.6799 г., на память св. мученика Харлампия, во вторник на первой неделе Великого поста;

– НикЛ – постриглась в монахини в 6799 г.;

Н. М. Карамзин относил это известие к 1292 году, то есть считал статью мартовской (6799 – 5507 = 1292). Св.Харлампия поминают раз 10 февраля, то есть описки в месяце и дне нет, они указаны точно. Мои календарные расчеты показывают:

В 1288-м и 1293-м январском годах – 1-я неделя Великого поста от 10 до 15 февраля.

В 1289 г. – От 22 до 27 февраля.

В 1290 г. – От 14 до 19 февраля.

В 1291 г. – От 6 до 11 марта.

В 1292 г. – От 19 до 24 февраля.

Пост начинается во вторник, то есть в первый из указанных дней. Этот вторник приходился на 10 февраля в 1288 и в 1293 г. Проще ошибиться в записи номера года, чем в характерном совпадении дня + месяца, вторника, имени святого и начала Великого поста.

Следует знать, что этой княжне, кроме записи ТЛ – Сим1Л, посвящено отдельное житие, которое сохранилось в двух списках (лучший из них – Чувановский – переписан в 1450-60-х годах, худший – Рогожский – в конце 15 в.). [Кучкин В.А. , сестры Михаила Ярославича Тверского. – Религии мира, 2002].

Хронологические указания этого жития удачно проанализированы Кучкиным. Дата ее пострижения в Чувановском списке обозначена «в лето 6801 месяца февраля въ день на память святого мученика Харлампия въ седмыи час нощи» (в Рогожском списке – 6800 г.). Обе даты соответствуют 10.02.1293 г., если в Чувановском списке предположить ультра-мартовский стиль, а в Рогожском – мартовский.

Почему не 1288-й год? Житие указывает, что пострижение совершил епископ Андрей, который занял Тверскую кафедру в 1289 г. Имеются и другие хронологические указания, которые, по мнению Кучкина, лучше подходят к пострижению в 1293-м году.

Не вдаваясь глубже в изучение этой истории, замечу только, что указание на часы событий (пострижения и смерти княжны), которые казались Кучкину безоговорочным свидетельством авторитетности источника, записанного по свежим следам событий – на самом деле вызывают сомнения.

Я вовсе не забыл своего вывода: «Указание на часы событий указывает на осведомленность автора с деталями событий», и сейчас выражаю сомнение из-за того, что первое известное мне указание на час смерти князя дано в 1425 г. (Василий Дмитриевич), следующее – в 1462 г. (Василий Васильевич). В 2 пол. 15 – 1 пол. 16 в. указания на часы становятся массовыми. Но в более ранние времена (до 1425 г.) таких указаний летописи не дают.

Поэтому нельзя полностью исключить возможность того, что часы событий вписаны в Чувановский список во время его составления, где-то в 1460-х годах, когда обычай указывать часы получил распространение в московском летописании.

Очень неудачно вопрос об этой Софие подал Л. В. Войтович: NN, дочь Ярослава Ярославича, умерла в начале 1291 г., монахиня с 1291 р. [Войтович Л. Удільні князівства Рюриковичів і Гедиміновичів у 12 – 16 ст. – Льв.: 1996 р., генеалогічна таблиця 24 (Рюриковичі. Мономаховичі. Суздальська гілка), № 22]. Почему имя неизвестно, когда в Сим1Л она названа Софией? Почему 1291-й год, когда лучше подходит 1288 / 1293-й? Почему «умерла в нач. 1291 г.», когда в источнике стоит только «постриглась»?

1299 г. Федор Ростиславич

– ЛЛ, Сим1Л – 6808 г.;

– С1ЛСИ, НКЛ, Н4Л, НЛД, ВЛ – 19.09.6807 г.;

– МС1493, Хр, НикЛ – 6807 г.;

Авторитетной следует считать дату С1ЛСИ – 19.09.1299 г. Н. Г. Бережков считал статью 6808 в ЛЛ ультра-мартовской [Хронология русского летописания. – М.: 1963 г., с. 119], а в С1Л выполнено корректный переход к мартовскому стилю.

Предыдущий раздел | Содержание | Следующий раздел

Понравилась страница? Помогите развитию нашего сайта!

© 1978 – 2018 Н.И.Жарких

Перепечатка статей с сайта приветствуется при условии
ссылки (гиперссылки) на мой сайт

Сайт живет на

Число загрузок : 194

Модифицировано : 7.02.2017

Если вы заметили ошибку набора
на этой странице, выделите
её мышкой и нажмите Ctrl+Enter.