Логотип персонального сайта Н.И.Жарких
Письмо на сайт
Версия для печати
Лента новостей (RSS)
История / Фальшивые киевские мощи «святой Варвары» / Мощи Варвары Киевской / Павел Халебский (1656 г.)

Фальшивые киевские мощи «святой Варвары»

Мощи Варвары Киевской

Павел Халебский (1656 г.)

Николай Жарких

Тезисы раздела

Детальное изложение – в украинской версии

Следующий этап развития представлений киевские мощи зафиксировал сирийский путешественник архидиакон Павел Халебский. Он : 26.06 – 10.07 1654 г. и на обратном пути 28.06 – 14.07.1656 г.

В июле 1654 г. он посетил Михайловский Златоверхий монастырь, о чем подал подробное описание. Мощи при этом :

Внутри этого алтаря – красивая рака с мощами св.Варвары Баальбекской (Илиопольской).

8 июля 1656 г. он вновь посетил Михайловский Златоверхий монастырь и :

Во вторник утром мы простились с митрополитом и по приглашению архимандрита отправились в монастырь св.Михаила, известный своим золоченых куполом.

Здесь мы присутствовали за обедней в приделе св.Варвары Баальбекской (Илиопольской), потому что они празднуют в этот день, 8 июля, память о перенесении ее мощей из Константинополя в этот город, когда царь Василий Македонянин послал их со своей сестрой в подарок Владимиру, царю Киева и Руси.

Когда в первый раз [т.е. в 1654 г.] мы прикладывались к мощам этой святой, то думали, что она – одна из новых московских святых, но теперь, услышав чтение ее синаксаря и ознакомившись с ее житием, мы ясно поняли, что она именно св.Варвара мученица Баальбекская.

Мы снова прикладывались к ее телу, которое является телом молодой девушки с маленькими ножками и ручками. Недавно устроили для нее прекрасную раку из черного дерева, обложенную серебром. По просьбе нашего владыки патриарха архимандрит дал ему частицу от ее ребра, и мы сохранили ее у себя.

После второго визита, под влиянием новой информации, Павел отредактировал свою запись 1654 года, подчеркнув, что эта Варвара – именно гелиопольская.

Описание мощей у Павла совпадает с предыдущими, зато взгляд на их происхождение и значение претерпел кардинальное изменение именно за эти два года – с июля 1654 до июля 1656 г. В 1654 году Павел записал, что это – новая местная святая (бойтесь первого впечатления, – еще раз подчеркнем при этом случае!).

Есть все основания предположить, что автором первого варианта легенды был именно Софонович, и составлен этот вариант был между весной 1655 и летом 1656 г.

Именно Софонович принимал патриарха Макария в 1656 г. и оставил запись об этом [Софонович Ф. . – В кн.: Софонович Ф. Хроника из летописцев древних, К., Наукова думка, 1992 г., с. 260]

Имеем довольно редкий случай, когда об одной встрече остались письменные свидетельства обеих сторон, и эти показания полностью согласны между собой.

Предыдущий раздел | Содержание | Следующий раздел

Понравилась страница? Помогите развитию нашего сайта!

© 1978 – 2018 Н.И.Жарких

Перепечатка статей с сайта приветствуется при условии
ссылки (гиперссылки) на мой сайт

Сайт живет на

Число загрузок : 965

Модифицировано : 12.10.2015

Если вы заметили ошибку набора
на этой странице, выделите
её мышкой и нажмите Ctrl+Enter.