Логотип персонального сайта Н.И.Жарких
Письмо на сайт
Версия для печати
Лента новостей (RSS)
История / Статьи / Список князей из Любечского синодика / Текст списка / № 96 – 105

Список князей из Любечского синодика

Текст списка

№ 96 – 105

Николай Жарких

96. Князя Симеона Вяземского, тёщу его княгиню Анастасию

Филарет: такого в его тексте нет.

Р. Зотов: Семен Андреевич Вяземский (Долгоруков, 1, 149).

Л. Войтович:

«Первый из Вяземских князей, известный источникам, носивший имя Семен, жил в первой половине XVI в., когда княжество уже аннексировано Московским государством. Вяземские в то время были московскими дворянами средней руки. Племянник князя Семена Андреевича был опричником. Так что этот князь не мог иметь тещу Анастасию из черниговских князей и не мог быть включен в Любецкий синодик.

Поэтому остается предполагать, что Семен – крестильное имя одного из Вяземских князей, который жил во второй половине XIV в. – в начале XV в. В то время различными уделами Вяземского княжества владели Иван Михайлович, Даниил Михайлович, Александр Михайлович, Тимофей Михайлович, второй Даниил Михайлович и Иван Иванович. Кто-то из них имел второе имя Семен и был зятем княгини Анастасии из Черниговской земли.»

Мои рассуждения: Фантазии Войтовича о Вяземских князьях рубежа 14 – 15 ст. я во внимание принять не могу. Кстати, кто сказал Войтовичу, что Анастасия должна быть черниговской? Вообще никаких «тещ» я ни в коем синодике не встречал, считаю эту «тещу Анастасию» выдумкой автора СКЛС.

Интереснее указание Зотова. В книге Долгорукова [Российская родословная книга, 1854 г., т. 1, с. 149] читаем: из рода смоленских князей происходил Андрей Владимирович Долгая Рука, родоначальник князей Вяземских; он погиб в битве на Калке в 1224 г.

Вы, читатель, уже поняли, что все это – полная фантастика, даже не научная? Прежде всего, никакого князя Андрея Владимировича на Калке ни бывало – ни с долгой рекой, ни с короткой. (Кто не верит – смотрите в авторитетные летописи: Лаврентьевскую, Ипатьевскую, Новгородскую 1-й. По другим, равно фантастическим рассказом, этот Андрей был прямо киевским князем [родословная книга 1581 г. – ВОИДР, 1851 г., т. 10, с. 246]. Знай наших!) Но подробной родословной Вяземских в ранних книгах (1581 – 1610 лет) нет.

Такая родословная появляется впервые в Бархатный книге, составленный в 1689 г. Там значится Андрей Владимирович Долгая Рука как родоначальник князей Вяземских [М.: 1787, т. 1, с. 96]. Из сравнения Бархатной книги с Долгоруким мы убедились, что князь Андрей прибыл воевать на Калку в 1854 году. Никто ему не сказал, что эта битва закончилась 630 лет назад.

Далее Бархатная книга знает таких Семенов Вяземских: Семена Андреевича (с. 96), Семена Григорьевича (с. 99), Семена Юрьевича (с. 101), Семена Ивановича (с. 101), Семена Юрьевича 2-го (с. 103), Семена Петровича (с. 104), Семена Семеновича (с. 104), Семена Никитича (с. 104), Семена Ивановича 2-го (с. 104), Семена Афанасьевича (с. 105), Семена Ивановича 3-го (с. 105). Всего 11 (одиннадцать!) Семенов (!!) Вяземских (!!!).

Поэтому я думаю: так же как и в случае с Крошинскими, автор СКЛС выставил князя Семена наугад. Только в случае Крошинских он промахнувася, а в случае Вяземских – попал, потому что это имя было в роду Вяземских очень распространено.

Вывод: князя нельзя отождествить (3).

97. Князя Иоанна Любартовича, княгиню его Марию

Филарет: такого в его тексте нет.

Р. Зотов: вероятно, неизвестный из источников сын Любарта Гедиминовича.

Л. Войтович:

«Князь Федор Любартович занимал северский престол в 1393-1405 гг. Его брат князь Иван Любартович мог сохранить за собой какой-то удел в этой земле или взять отсюда жены княгиню Марию, которая происходила из местной династии.»

Мои рассуждения: никаких Иванов Любартовичей исторические источники не знают.

Вывод: князь, придуманный автором СКЛС (3).

98. Князя Иоанна Михайловича Трубецкого

Филарет: такого в его тексте нет.

Р. Зотов: Иван Михайлович, сын Михаила Дмитриевича Трубецкого (№ 86).

Л. Войтович:

«Среди князей Трубецких, потомков Бутава-Дмитрия Ольгердовича, князя Ивана Михайловича не было. Итак, скорее всего, это последний из потомков Всеволода Святославича, сын Михаила Михайловича, который княжил в середине XIV в., где-то до 1360-х годов.»

Мои рассуждения: еще одна несчастная выдумка автора СКЛС.

Вывод: князь, придуманный автором СКЛС (3).

99. Князя Василия Перемышльский

Филарет: такого в его тексте нет.

Р. Зотов: видимо, потомок Ивана Титовича Козельского? Родословия такого князя не знают.

Л. Войтович:

«Среди известных князей Перемышль-Козельского и Перемышль-Воротынского княжеств, которые могли быть записаны в Любечский синодик, Василия нет. Но старший брат родоначальника Перемышль-Козельских князей, от которых происходят князья Горчаковы, Романа Ивановича назывался Василий Зазрика. Его деятельность можно отнести ко второй половине XIV – начале XV в. Потомков у него не было. Судя по записи в синодике, Перемышль-Козельске княжество сначала было выделено ему или по частям с Романом Ивановичем.»

Мои рассуждения: Перемышльских князья были в галицком Перемышле (том, что в настоящее время в Подкарпатском воеводстве в Польше). Есть также древний город, ныне село Перемышль – районный центр Калужской обл. на р. Ока (30 км к югу от Калуги, 40 км к северо-востоку от Козельска) и городище Перемышль у с. Дмитрово Московской обл., на реке Моча (извините, это не шутка, это название реки) – это 10 км к юго-западу от Подольска, 44 км к югу от центра Москвы и 144 км к северо-востоку от Перемышля Калужского.

Два последних Перемышля, расположенных достаточно близко, постоянно путаются в литературе, и я не хочу сейчас разбираться, какие сообщения надо прикладывать к Перемышлю Московскому и какие – к Калужскому. Ясно только, что Перемышль-Московский сразу возник на территории Московского княжества, и там никаких местных князей быть не могло.

Перемышль-Калужский расположен неподалеку от Козельска, в котором князья были. Но никаких отдельных «Перемышльских» князей история не знает, просто некоторые князья могли титуловаться «Козельский и Перемышльского» (хотя я ни одного такого князя не знаю).

Вывод: князь, придуманный автором СКЛС (3).

100. Князя Василия Соломиревского

Филарет: князья Соломирицкие – потомки Глеба Святославича Смоленского (+1340) (Родосл. кн., 53; Долгоруков, 1, 143, 144).

Р. Зотов: Василий Иванович Соломирицкий как могилевский наместник упомянут в грамоте 1523 (Грамоты великих князей литовских с 1390 по 1569 гг. – Университетские известия, 1868 г., № 9, додаток 1, с. 150 – 151).

Л. Войтович:

«Соломирицкие князья происходили от Ивана Дмитриевича Шаха, внука Глеба Святославича, который в 1395 г. был великим князем смоленским. Оставшись литовскими вассалами, потомки Глеба получили удел в минской волости с центром в с. Соломирце над р. Соломеречою, притоком Вячи. Среди князей Соломирицких первым, кто носил имя Василий был внук Ивана Шаха Василий Татищ. Василий Юрьевич Татищ жил во второй половине XV в.»

Мои рассуждения: князь Василий Юрьевич Татищ известен только из «Бархатной книги» 1689 г. [М.: 1787 г., т. 2, с. 54]. Но московские дворяне Татищевы не писались князьями, сами отрекались от такого прародителя.

Но мы имеем другого кандидата – князя Василия Ивановича Соломирицкого, который упоминался в документах 1512 – 1540 лет [Wolff J. Kniazowie litewsko-ruscy od końca 14 w. – Warszawa: 1895 s. 493 – 494], о котором историки забыли (хотя и включают в свои трудов книгу Вольфа как якобы-использованную), а помнят только физики-теоретики.

Вывод: возможно, князь Василий Иванович Соломирицький (2).

101. Князя Онисима Ярослава, убитого от литвы

Филарет: такого в его тексте нет.

Р. Зотов: нет о нем больше никаких упоминаний.

Л. Войтович:

«Городенский князь Ярослав-Анисим Александрович, сын великого тверского князя Александра Ивановича был убит в Литве в 1435 г., возглавляя тверской отряд, который пришел на помощь Свидригайлу Ольгердовичу.»

Мои рассуждения: в Тверской летописи под 6940 (1432) г. записано: «собрался Свидригайло, князья литовские, сила с ними тверская, князь Ярослав с ним» [ПСРЛ, 1863 г., т. 15, стб. 489].

Чуть больше в «белорусско-литовских» летописях:

На ту же осень [1432? +1433?] собрал большую силу великий князь Свидригайло, и великий князь тверской Борис Александрович дал ему брата своего, князя Ярослава, со всей своей силой [ПСРЛ, 1980 г., т. 35, с. 34, 57, 76, 106, 141, 163, 210, 231; 1975 г., т. 32, с. 154].

И только. Конечно, никакого «Онисима», который нам нужен, в в источниках нет, а «просто Ярославов» мы имеем достаточно и без этого малоизвестного тверского князя.

Кстати, если уж зашла у нас речь о князе Ярославе Александровиче – я хочу предостеречь читателя против распространенной ошибки, якобы он погиб в битве под Вилькомиром в 1435 г. (так реферирует дело «Русский биографический словарь» [т. 20 (Суворов – Ткачев). – СПб.: 1912 г., ], А за ним и (сентябрь 2015)). На самом деле в числе убитых во Вилькомиром указан князя Юрий Лингвеньевич (см. указанные летописи).

Может, вам будет интересно знать, что в Введенском синодике [Лаврский альманах, 2007 г., Т. 18, с. 19] здесь стоит «князя Ярослава, именем Онисима, Гуевиневича, убитого от литвы», то есть Ярослав Лингвеньевич. Подробнее об этом – иншаллах! – будет написано в планируемом мной сопоставлении Введенского и Любечского синодиков.

Вывод: неизвестный князь, упомянутый только в СКЛС (4).

102. Князя Василия Козельского Зазреки

Филарет: такого в его тексте нет.

Р. Зотов: Видимо, Василий Иванович Козельский (внук Тита, правнук Мстислава Мих. Карачевского) (кон. 14 в.?). В родословиях (ВОИДР, т. 10, с. 69, 156, 244) указано, что его убил Батый в 1238, но это ошибка (см. № 46).

Л. Войтович:

«Наверное здесь записано Козельского князя Василия Григорьевича Глазыню, деятельность которого относится к периоду середины XV в. – после 1486»

Мои рассуждения: в отдельном очерке. Здесь – коротко: родословия, указанные Зотовым, путают исторического Козельского князя Василия, убитого в 1238 г., с мифическим Василием Ивановичем – внуком мифического Тита Карачевского. Но у авторов этих книг не хватило керосина, чтобы придумать прозвище «Зазрека».

По поводу «гипотезы» Войтовича что сказать? Что Глазыня – не Зазрека, это, кажется, ясно? И что Василий Глазыня не был ни Григорьевичем (разве ), ни Козельским (разве что Огинским или ).

Вывод: неизвестный князь, упомянутый только в СКЛС (4).

103. Князя Феодора Александровича Звенигородский,
убитого от татар

Филарет: такого в его тексте нет.

Р. Зотов: Видимо это Федор Александрович Кетелчей (Федора – Андрея / Адриана – Мстислава Мих. Карачевского) (1 пол. 15 в.?) – он значится в родословных книгах (ВОИДР, т. 10, с. 68, 69, 155, 156, 243, 244 + рукописные книги).

Л. Войтович:

«Звенигородский князь Федор Александрович Котлече в 1408 г. вместе с отцом уехал в Москву, откуда не вернулся.»

Мои рассуждения: удвоение записи № 78, и только.

Вывод: пожалуй мифический князь (3).

104. Князя Дмитрия Орлского, княгиню его Евдокию

Филарет: такого в его тексте нет.

Р. Зотов: об этом князе ничего не известно.

Л. Войтович:

«Среди князей, держали в этот период уделы в Черниговской земле, такое имя носили лишь три князя. Воротынский князь Дмитрий Федорович (после 1455 – после 1496) был женат на Анне Константиновне Бабич-Друцкой. Итак, остаются Козельский князь Дмитрий Иванович Глушаков (после 1494 – до 1505 гг.) и Мосальский князь Дмитрий Иванович (до 1496 – после 1513).»

Мои рассуждения: я читаю так, как написано: Орловского, из Орла. Город Орел на вершине Оки основано в 1566 году, и мы благодаря знаем, что никаких орловских князей никогда не бывало. Автор СКЛС не имел под рукой Википедии, но знал, что есть такой город – то почему же не предположить, что были и соответствующие князья?

Вывод: неизвестный князь, упомянутый только в СКЛС (4).

105. Князя Иоанна Сонского, приемшего иноческий чин, княгиню его Евпраксию

Филарет: такого в его тексте нет.

Р. Зотов: об этом князе ничего не известно.

Л. Войтович: об этом князе ничего не известно.

Мои рассуждения: Сонских князей наука не знает, здесь следует предполагать описку или порчу текста, например сохранилось только окончание «-онского» (скажем, Пронского?).

Вывод: неизвестный князь, упомянутый только в СКЛС (4).

Предыдущий раздел | Содержание | Следующий раздел

Понравилась страница? Помогите развитию нашего сайта!

© 1978 – 2018 Н.И.Жарких

Перепечатка статей с сайта приветствуется при условии
ссылки (гиперссылки) на мой сайт

Сайт живет на

Число загрузок : 722

Модифицировано : 27.07.2018

Если вы заметили ошибку набора
на этой странице, выделите
её мышкой и нажмите Ctrl+Enter.